КОДЕКС СЕТЕВОГО ЭТИКЕТА

  • Анастасия Пахорукова

    2025

Современные дети, кажется, рождаются уже со смартфонами в руках. И для них нет ничего естественнее, чем коммуникация в Сети. Так почему же мы пытаемся втиснуть цифровое общение в рамки сетевого этикета? По той же причине, что составляем правила дорожного движения: согласованность, безопасность, предсказуемость.

Несколько слов об этом кодексе

несколько дорожных знаков
От неспешности бумажных писем, лаконичности телеграмм и ритуальности телефонных звонков мы перешли к стремительному многоканальному обмену информацией. Это как выехать на хайвей и заплутать в бесконечных дорожных развязках.

Без понятных правил движения будут постоянно происходить аварии: срочные вопросы станут решаться в неспешных электронных письмах, рабочие задачи ставиться в голосовых сообщениях, а по-настоящему важная информация теряться в мелком спаме. Но самое страшное — снизится взаимопонимание между собеседниками. Коммуникация и так является сложным процессом, а отсутствие понятных правил приведёт к полному хаосу. 
Поэтому мы считаем важным составлять кодекс сетевого этикета для типовых случаев коммуникации. Единой и универсальной версии нет и быть не может. Однако из набора базовых правил всегда можно подобрать те, которые лучше подходят и к конкретной площадке, и к определённому сценарию общения.
деловая переписка
мессенджеры
любой канал коммуникации

7 основных правил общения в Сети

  • Приветствие и представление
    Это формулы начала диалога. Они особенно важны в том случае, если вы в первый раз обращаетесь к незнакомому человеку. «Добрый день», «Здравствуйте!», «Меня зовут Иван, группа ВД-03». Сетевой этикет требует, чтобы в одном сообщении собеседник и поздоровался, и представился, и перешёл к сути вопроса.
  • Неформальные диалоги
    В постоянно длящемся общении с друзьями или коллегами не принято писать формулы приветствия, если только собеседник не отсутствовал некоторое время. В то же время нового участника чата принято приветствовать — а от него в ответ ждут представления.
  • Обращения по имени
    Деловые сообщения без указания имени собеседника могут восприниматься как обезличенная массовая рассылка. В то же время подчёркнутое обращение иногда тоже считывается негативно, потому что напоминает автоподстановку имён. Но ещё хуже допустить ошибку в имени адресата!
  • Обращение на «вы»
    По умолчанию к незнакомому человеку мы обращаемся на «вы» или «Вы», пока он не предложит перейти на «ты». При этом может сложиться и так, что в ответ на вежливое обращение вам «тыкают». Вполне корректно попросить собеседника так не делать, ведь коммуникация должна быть комфортной для всех.
  • Прощание и подпись
    Формулы прощания часто заменяются формулами благодарности: «Спасибо!», «Рады сотрудничеству», «Заранее благодарю» и т. п. Официальная переписка должна также завершаться подписью с указанием собеседника и его контактов.
  • Эмоджи и стикеры
    Формулы вежливости могут быть и графическими. Когда вы ставите реакцию-благодарность на сообщение или отправляете стикер «Привет!» в чат, вы используете общепринятые сокращения. Только стоит убедиться, что и вы, и собеседник одинаково понимаете их значения.
1. ВЕЖЛИВОСТЬ
Формулы вежливости: приветствие, прощание, благодарность, извинение и т. д. — нужны не только для того, чтобы показать уважение к собеседнику. Они позволяют структурировать диалог, подобрать фразы для типовых случаев и дают время собеседникам настроиться друг на друга.
  • Орфография и пунктуация
    Часть делового стиля — полные предложения, составленные по всем правилам русского языка. Сильнее всего раздражают ошибки орфографические ошибки, а пунктуационные могут повлиять на смысл сообщения. Перед отправкой сообщение стоит перечитать или воспользоваться подходящим сервисом для проверки.
  • Знаки препинания
    Большое количество вопросительных или восклицательных знаков может восприниматься либо как сильные чувства, либо как крик и неуравновешенность. Многоточия передают растерянность или сожаления, но в деловой переписке считываются как неуверенность.

    Точки в конце предложений обязательны для официального стиля, но в личных сообщениях могут читаться как выражение обиды или недовольства. В мессенджерах их часто заменяют эмоджи (смайлики или скобочки), особенно в конце текста.
  • Сленг и сокращения
    Интернет-язык стремится к сокращениям, но в деловой переписке лучше обходиться без них. Более устойчивыми являются аббревиатуры на английском или их русские кальки (IMHO — ИМХО, PS — ЗЫ). Некоторые из них могут оказаться непонятны собеседнику, поэтому лучше употреблять их только с хорошо знакомыми людьми.
2. ГРАМОТНОСТЬ
Думаю, вы уже слышали фразу «грамотность — это новая вежливость». И действительно, сообщения с ошибками часто вызывают раздражение или приводят к недопониманиям. Неграмотный текст мешает воспринимать собеседника как профессионала и создаёт образ необразованного человека.
  • Эмоджи
    Эмоджи, или смайлы — пиктограммы, которые используют либо для сокращения текста, либо для форматирования, либо для передачи эмоций. Поэтому некоторые из них могут быть уместны и в деловой переписке.

    Как любая пиктограмма, эмоджи могут менять свои оттенки в разном контексте. Поэтому правильно выбирать те смайлы, которые не могут быть считаны собеседником неправильно. Это учитывает и личный опыт (старшее поколение не следит за трендами), и особенности чата (эмоджи как шутка, понятная только в этом сообществе).
  • Стикеры и гифки
    В отличие от унифицированных эмоджи, стикеры лучше подходят для самовыражения. Соответственно, и стикеры, и гифки стоит применять только в личной переписке. Для деловой коммуникации это, во-первых, чрезмерный способ выражения эмоций, во-вторых, стикеры и гифки заполняют экран и затрудняют навигацию по чатам.
  • Заглавные буквы
    Текст, полностью набранный заглавными буквами, воспринимается как крик. Тем не менее, это подходящий вариант для выделения одного слова или подчёркивания важной информации.
  • Форматирование
    Если эмоджи передают эмоции, то форматирование и пунктуация обычно имитируют интонацию. Слово можно выделить жирным шрифтом или подчёркивание (сделать на нём ударение), курсивом (привести пример или мнение), зачеркнуть (ирония, сарказм). В мессенджерах ещё используются спойлеры — способ скрыть часть информации.
3. ЭМОЦИИ
Живое общение позволяет нам передавать эмоции через мимику, интонации, жесты. В онлайн-переписке приходится искать другие средства эмоциональной выразительности. При этом важно убедиться, что вы с собеседником на одной волне и правильно считываете контекст.
  • Рабочее время
    В групповых чатах принято писать с 8:00 до 22:00 — этого времени достаточно для решения всех вопросов. Рабочие чаты, как правило, ограничены ещё больше: только будни, только рабочее время. Для личных сообщений можно установить другие правила, но ночные сообщения лучше не отправлять даже хорошо знакомым собеседникам.
  • Ожидание ответа
    Не стоит требовать немедленного ответа, если ситуация не экстренная. На вечерние сообщения, скорее всего, ответят утром, а в деловой переписке интервал может быть ещё больше. И даже отметка «просмотрено» в мессенджере не означает, что собеседник готов к общению.

    Будет уместно напоминать о запросах, сроки ответа на которые давно прошли. Делать это лучше спокойно и ненавязчиво, цитируя пропущенное собеседником письмо или сообщение.
  • Захламление
    Спам, флуд, мемы, несвоевременные поздравления, «письма счастья» и полезные ссылки недопустимы в чатах, созданных для обсуждения конкретных вопросов. Это неуважение ко времени собеседника: уведомления о сообщениях отвлекают и мешают сосредоточиться (а их отключение увеличивает риск пропуска по-настоящему важной информации) и затрудняют поиск по чату.
4. ВЫБОР ВРЕМЕНИ
Интернет и гаджеты создают иллюзию того, что собеседник находится на связи в любое время. Это не так — и личные границы очень важны. Не все умеют настраивать их технически (режимы фокусировки, отключение уведомлений и т. п.), поэтому стоить уметь хотя бы отправлять отложенные сообщения.
  • Ссылки
    Отправка ссылок — самый распространённый способ интернет-мошенничества. Добавление короткой аннотации позволит оценить безопасность содержание, а также его актуальность: нужна ли эта информация прямо сейчас или является по сути спамом.
  • Файлы
    Файлы — а особенно различные их версии — могут легко потеряться и в почте, и в рабочих чатах. Инструменты поиска ориентируются в первую очередь по названиям документов, не касаясь содержания. Небольшое пояснение к файлу может казаться избыточным, но оно позволит найти нужные документы через некоторое время.
5. КОММЕНТАРИИ
В потоке коммуникации легко теряется важная информация. Инструменты поиска могут быть недостаточно эффективны, если пересылаемая ссылка, файл, изображение будут отправлены без текстового комментария.
  • Голосовые сообщения
    Аудиозаписи стоит отправлять только по предварительной договорённости, а важную информацию из них дублировать текстом. Голосовые сообщения неудобно слушать в шумном месте, на совещании или без наушников. Они не индексируются, их нельзя быстро переслать или найти по ключевым словам, а прослушивание занимает гораздо больше времени, чем чтение. В то же время через аудио можно полноценно передать эмоции, поэтому голосовые сообщения популярны в личном общении.
  • Телефонные звонки
    Как ни странно, обычный звонок по телефону может восприниматься как вторжение в личное пространство. В отличие от асинхронной коммуникации, звонок требует срочного переключения внимания и не оставляет возможности выбрать удобное время. Поэтому стоит сначала в переписке выяснить, готов ли собеседник к разговору.
  • Скриншоты
    Не стоит присылать реквизиты, контакты или документы в виде скриншотов. Текст с них неудобно копировать и файл с нужной информацией сложно искать. Кроме того, любой скриншот стоит проверять на личную, персональную, коммерческую информацию — сложно предугадать, в чьи руки может попасть изображение.
  • Объём текста
    При онлайн-общении нужно грамотно делить текст на абзацы и отдельные сообщения. Длинный текст без разбивки тяжело воспринимается, особенно если он не разбит на предложения и не размечен знаками препинания. Череда коротких сообщений из 1−3 слов занимают много места и мешают чтению.
6. ФОРМАТЫ
Одни и те же данные могут быть удобными в тексте, но превращаться в проблему в виде скриншота или голосового сообщения. Некоторые форматы отнимают больше времени, мешают быстрому поиску, создают лишний визуальный шум или нарушают личные границы.
  • Правила
    Любые договорённости нужно записывать. В групповых чатах правила оформляются отдельным сообщением и закрепляются. Также сразу определяются возможные реакции в случае их нарушений: предупреждение, бан, удаление участника беседы. Человек, за которым закреплена обязанность следить за соблюдением правил, называется модератором.
  • Манипуляции
    Манипуляциями считается давление через эмоции (страх, вину, жалость) или настойчивое навязывание оценок. К такому поведению склонны практически все, поэтому важно отслеживать манипуляции не только в сообщениях собеседников, но и в личных текстах.
  • Троллинг
    Систематические манипуляции и преднамеренный вывод на эмоции являются признаками троллинга. Существует четыре основных стратегии противодействия троллям: игнорирование (с возможным удалением сообщений), ответ по существу (отделяем смысл сообщения от формы его подачи), юмор (добродушный и без перехода на личности) и бан самого пользователя согласно правилам чата.
7. МОДЕРАЦИЯ
Сетевой этикет соблюдают далеко не все участники онлайн-коммуникации. В любых чатах и сообществах со временем появляются тролли, токсичные собеседники и агрессивные комментаторы. Поэтому время от времени функции модератора приходится брать на себя каждому из нас.

Какую роль играет преподаватель?

Учитель, в первую очередь, является примером для своих учеников. Соблюдая правила сетевого этикета и обращая на это внимание, мы ненавязчиво демонстрируем желаемое поведение. Если представить онлайн-коммуникацию как дорожное движение в большом городе, то можно выделить несколько основных ролей, которые играет педагог.

  • ИНСТРУКТОР

    Учитель тоже является участником дорожного движения. Поэтому он, как инструктор по вождению, сам строго соблюдает правила и показывает применение сетевого этикета в действии.


    Он объясняет новичкам, как использовать те или иные инструменты. Например, как включать режим «не беспокоить», отправлять отложенные или беззвучные сообщения, жаловаться на спам. Ведь многие ошибки связаны не с плохими намерениями, а с незнанием технических тонкостей.

  • РЕГУЛИРОВЩИК

    Преподаватель следит за соблюдением правил и вмешивается, если случается дорожное происшествие. При этом важно не только гасить возникающие конфликты, но и на их примере объяснять правила сетевого этикета.


    Дети часто пробуют «съехать с дороги»: общаться в обход норм, экспериментировать с тоном, мемами, провокациями. Преподаватель как регулировщик не запрещает коммуникацию, а показывает правильный маршрут и его альтернативы.

  • ГРАДОСТРОИТЕЛЬ

    Вместе с учениками и коллегами учитель строит цифровую культуру класса, чата, онлайн-сообщества. Кажется, что рано или поздно всё наладится самостоятельно. Но это не так, наоборот, коммуникация чаще стремится к хаосу.


    Преподаватель предлагает формулировки правил, инициирует обсуждение норм, разбирает некоторые случаи. И делает это так, чтобы кодекс сетевого этикета не был навязан сверху, а возникал в результате совместной работы с учениками.

Made on
Tilda