EfficienTEACH
Материал, который вы видите — вольный перевод коллекции контента Мэтта Миллера, автора книги «Ditch That Textbook» и одноимённого блога. Вместе с сообществом преподавателей Мэтт собирает идеи, которые не только повышают эффективность обучения, но и экономят рабочее время. Рекомендуем познакомиться с полной версией на английском языке.
Вовлечение
  • Стараемся заинтересовать учеников как можно раньше. Это повысит мотивацию и снизит разобщённость. Чем позже вы займётесь вопросами мотивации, тем больше сил и времени придётся потратить.
  • Преподаём по старинке, не показывая ученикам причин, по которым они должны вложить в обучение своё внимание и время.
1
Узнайте об интересах учеников: спросите их напрямую или проведите анкетирование.
2
Подберите практические занятия и упражнения с учётом увлечений учащихся.
3
Ссылайтесь на предыдущий опыт и интересы учеников во время своих занятий.
Krista Sparrow
Это очень важно! Не только с точки зрения вовлечённости, но и в плане управления классом. Ученики, которые знают, что вы заботитесь о них, уважают вас, ваши правила и стараются оправдать ожидания.

Некоторые предложения:
1. Придерживайтесь политики открытых дверей. Дайте ученикам понять, что вы всегда готовы поговорить с ними. Мы в классе обсуждаем это в первый день занятий.
2. Стройте отношения с самого начала. Проводите опросы по интересам, организовывайте мероприятия, где каждый может рассказать о себе.
3. Будьте внимательны и обращайте внимание на важные для них праздники, изменения в поведении, спрашивайте о том, что происходит в их жизни.
Stacey Reece
Я даю детям облака слов, связанные с текстом, который мы собираемся изучать. И позволяю им самим сформулировать основные вопросы. Задаю опорные понятия, а они используют слова из облака, которые кажутся им интересными/интригующими. Только что проделала это с «Макбетом», и получилось очень здорово!

Wendy Elkins

Я начинаю с общих вопросов о том, что ученики хотели бы узнать, а затем перехожу к более конкретным в рамках преподаваемого материала. Когда мы готовим проекты, то всегда предоставляю им возможность выбрать другую тему или другой способ продемонстрировать свои знания. Единственное, о чем я прошу, — это чтобы они сначала обсудили идею со мной. Так как они должны чётко понимать, как именно можно показать освоение учебной темы.
Colleen Broderick
Мне нравится вот эта идея. Один учитель, с которым я работаю, повесил диаграмму настроения на стену. Дети записывают свои имена в выбранную ячейку и перед началом занятия работы проводят «анализ тенденций» в группе. Это позволяет понять, как сегодня настроено наше маленькое учебное сообщество.
4
Предлагайте на выбор несколько многоуровневых заданий или практических упражнений разного типа.
5
Меняйте учебную среду и окружающую обстановку — даже самые простые изменения вызывают любопытство.
6
Помогите ученикам поставить цели и подобрать способы и инструменты, которые помогут им следить за своим прогрессом.
Содержание
  • Предлагаем ученикам материалы на выбор. Используем контент, разработанный другими преподавателями.
  • Используем учебник как единственный источник информации.
1
Изучайте коллекции контента других педагогов, чтобы найти нужные для занятия материалы.
2
Собирайте важную информацию на онлайн-досках, это поможет ученикам проверять свои знания самостоятельно.
3
Дайте учащимся свободу выбирать порядок изучения отдельных вопросов в рамках образовательных стандартов.
4
Применяйте принцип «перевёрнутого класса», снимая с учителя обязанность быть единственным источником знаний.
5
Обучайте эффективным методам поиска информации в Сети.
6
Предлагайте проекты со строго заданным порядком работы, но свободным выбором темы.
Запоминание
  • Опираемся на данные, полученные нейрофизиологами, чтобы ускорить обучение и сделать его более эффективным. Тратим силы и время только на доказанные наукой приёмы запоминания.
  • Предпочитаем механическую, бездумную и бессмысленную деятельность, которая не даёт длительного эффекта.
1
Предлагайте более разнообразные задания на поиск информации в разных источниках.
2
Выстраивайте чередование тем или погружение по спирали, чтобы постоянно задействовать уже изученные материалы.
3
Используйте интервальное повторение: просите озвучить выученное через 10 минут урока, записать через 24 часа, повторить через 7 дней, а затем в течение следующих 30 дней просите воспроизвести информацию.
Linda Hochstetler
Мы делаем это каждую неделю — используем онлайн-игры для повторения понятий. Выгружаем информацию из головы, записывая всё, что знаем по какой-либо теме без определённого порядка или структуры. Проводим мозговые штурмы со стикерами на онлайн-досках (когда ученики делятся на команды и один из них получает стикеры со всеми фактами, которые могут вспомнить его товарищи по команде).
Suzannah Evans
Начинайте применять эти практики как можно раньше, в первом классе и начальной школе. Предлагайте те приёмы, которые соответствуют уровню развития детей и усложняйте по мере взросления. Внедряйте во все предметы, чтобы стратегия была непрерывной, и появлялась возможность для самостоятельной работы учащихся.
4
Разрабатывайте мнемонические фразы и приёмы, помогающие студентам запоминать информацию.
5
Используйте визуальные подсказки — расположение объектов и их цвета — чтобы помогать студентам вспоминать информацию.
6
Создавайте визуальные образы и ритмические рисунки: интеллект-карты, песни и стихи, последовательность движений.
7
Связывайте новую информацию с уже имеющимися знаниями, примерами из реальной жизнью, чтобы сделать её более значимой.
8
Предложите ученикам создавать и распространять собственные материалы для запоминания и повторения, например, флэш-карты в физическом или цифровом формате.
9
Проведите дискуссию о метапознании, расскажите о когнитивных стратегиях, обсудите, почему и как нужно использовать практику извлечения информации и интервальное повторение.
Просите делать заметки и конспекты в виде эскизов или пиктограмм. Поощряйте учеников создавать изображения, иллюстрирующие понятия и термины. Этот приём отлично подходит для естественных наук и истории.

Практика
  • Меняем учебные активности так, чтобы они не казались нудной и монотонной работой. Ищем упражнения, которые интересно выполнять не только ученикам, но и нам самим.
  • Предлагаем ученикам задания, рассчитанные на длительное время и требующие полной сосредоточенности.
1
Разработайте собственные или адаптируйте готовые графические конструкторы и шаблоны.
2
Используйте идеи упражнений EduProtocols для вовлечения в учебную деятельность без монотонных повторений.
3
Развивайте в своём классе умение формулировать и задавать вопросы.
Kartic Vaidyanathan
В процессе преподавания необходимо обмениваться большим объемом информации и запоминать её. Чтобы сделать процесс обучения более увлекательным, периодически проводите простые викторины и игры как на уроке, так и в качестве домашнего задания. Это поможет донести до учеников ключевые моменты, снизит стресс и развеселит. Как правило, в таких играх ученики участвуют добровольно и самостоятельно.
Brenda Rank
Геймификация выходит за рамки одного занятия в классе. Для повышения интереса в целые учебные модули могут быть добавлены игровые элементы. Головоломки помогут изучить основные темы. Бонусов и препятствия мотивируют учащихся на более глубокое изучение материала. А заработать дополнительные баллы поможет работа в команде.
Jamie Castle
Escape-румы и расследования преступлений — это отличный способ мотивировать ученикови помочь им вовлечься в учебный процесс. Но здесь есть нюансы. Если занятие будет больше посвящено расследованию преступления или способу побега, нежели содержанию курса, то такие уроки могут неэффективно потратить время. Нахождение правильного баланса — вот ключевой момент!
Amy Lepore
Учащиеся могут сами писать обзоры на игры. Их создание способствует изучению материала, а сама игра помогает закрепить материал в весёлой, дружеской, соревновательной форме.
4
Предлагайте на уроках первыми те задания, которые «заземляют» и фокусируют учеников, например, привлекайте внимание к некоторой детали изображения или видеоролика.
5
Используйте игры для передачи связанного с уроком материала, спрашивайте, почему ученики выполняют те или иные действия.
6
Показывайте разные варианты выполнения задания и просите учеников самим определить, как получить необходимую для решения информацию.
Дискуссия
  • Разрешаем ученикам обмениваться идеями и выступаем не в роли спикера, но в роли модератора.
  • Приучаем к тишине, ждём только правильных ответов.
1
Организуйте пространство для совместной работы, где ученики будут выполнять задания и смогут проверять работы друг друга.
2
Используйте разнообразные приёмы обсуждения в классе (работа в парах, аквариум, визуальное мышление, мозговой штурм и т. п.).
3
Поощряйте ученическое тьюторство; взаимное обучение — одна из самых эффективных стратегий.
Lindsay Mangum
Необязательно проводить дискусии лицом к лицу. Некоторые ученики не отличаются разговорчивостью. Предоставьте им пространство для совместной работы — это отличный способ укрепить уверенность в себе и со временем перейти уже к устным обсуждениям.
Michelle Brumley
Для новичков можно предложить набор незаконченных аргументов, для каждого из которого записана только первая половина предложения. В малых группах они обсуждают, как лучше продолжить фразу. Выбранный вариант затем записывается и используется в дискуссии.
Tim Ellis
Один из способов подготовки к дискуссии — обсуждение с запретом на запись. Ученики в парах проговаривают аргументы, контраргументы, ответы на вопросы и т. п. Затем состав меняется. После окончания парного этапа каждый ученик самостоятельно письменно отвечает на вопрос или работает с тезисом.
4
Создайте в классе атмосферу, в которой ученики не боятся давать неправильные ответы.
5
Обращайте внимание учеников на тех, кто активно участвует в дискуссии, и тех, кто неактивен. Учите высказывать своё мнение, уступать время другим, вовлекать одноклассников через открытые вопросы.
6
Привлекайте к дискуссиям другие классы внутри или за пределами школы
Рефлексия
  • Помогаем ученикам осмыслить то, что они узнали, и использовать полученные знания для решения практических задач.
  • Изучаем содержание темы, а затем двигаемся дальше, не тратя время на размышления.
1
Помогайте ученикам понять, как им удобнее организовать учебный процесс, разрабатывайте занятия с учётом этого.
2
Выделяйте время в конце урока на размышления о том, как прошло занятие.
3
Показывайте взаимосвязи между темами, учебными предметами, областями знаний.
Taylor Halliday
Междисциплинарные модули, созданные в сотрудничестве с другими учителями, помогают ученикам увидеть, как текущая тема связана с другими предметами.

В реальном мире не существует чётких периодов времени, когда вы сосредоточены на одном предмете за раз. Поэтому ученики должны уметь видеть и устанавливать связи между различными областями. Сотрудничество с другими учителями для создания таких междисциплинарных учебных программ усиливает ценность изучаемого материала и позволяет учащимся глубже в него погрузиться.
Обратная связь
  • Систематизируем и упрощаем все задачи, связанные с коммуникацией. Ищем удобные форматы обратной связи и расширяем варианты экспертной оценки.
  • Пишем красной ручкой в работах учеников замечания, понимая, что их вряд ли прочитают.
1
Используйте групповую обратную связь: например, выбирайте 5 случайных работ, чтобы составить список типичных ошибок, и затем обсудить их с классом.
2
Записывайте и сохраняйте комментарии к работам, чтобы составить банк вариантов, из которого затем можно будет копировать отдельные фразы и целые абзацы.
3
Покажите ученикам, как писать рецензии, на что обращать внимание в обратной связи и как оценивать работы друг друга.
4
Используйте голосовые сообщения или скринкасты (запись экрана с параллельным просмотром работы и комментированием), чтобы быстрее дать обратную связь.
Jennifer Olson
Получив работу, не выставляйте оценку. Сначала дайте обратную связь, которая поможет учащимся пересмотреть, исправить и повторно сдать выполненное задание.
Jocelynn Buckentin
Никто не хочет пересматривать уже законченную работу. Поэтому обратная связь эффективнее во время выполнения задания. Учителю проще делиться отзывами устно, и многие очень любят голосовые комментарии (хотя все ещё неясно, как заставить ученика их прослушать и применить на практике).
Caleb Pahl
Я провожу индивидуальные беседы с учениками, чтобы обсудить их сочинения и дать комментарии. Это можно делать во время урока, пока остальные занимаются самостоятельной работой. Такой тип обратной связи очень важен для учащихся, потому что они могут пояснить свой замысел, а я могу предложить, как улучшить результат в будущих работах.
Оценка
  • Сокращаем количество домашней работы, автоматизируем её проверку и предлагаем такие задания, чтобы ученики могли показать всё, чему научились.
  • Механически оцениваем огромный объём контрольных работ, тестов, сочинений и домашних заданий.
1
Разработайте критерии оценки работы и соответствующие им отметки, покажите критерии ученикам. В старших классах разрабатывать критерии можно уже вместе с учениками.
2
Попросите учащихся проверить свою работу или работу одноклассников с помощью контрольного списка или критериев оценки.
3
Создайте упражнения для текущего контроля с автоматической проверкой.
Lindsay Mangum
Не ставьте оценки за всё подряд! Удивительно, как много времени я сэкономила, комментируя работы, но не заполняя при этом классный журнал. По моему опыту, ученики уделяют больше внимания обратной связи, когда она не сопровождается оценкой. Оценка заставляет думать о формальной успеваемости и игнорировать комментарии учителя.
Jennifer Olson
Объясните принцип формативного оценивания ученикам, чтобы они понимали: такие оценки нужны в первую очередь им самим и совместная работа с преподавателем поможет им достигнуть прогресса.
Taylor Halliday & Lesley Bright
Если предлагать ученикам применять свои знания во время контрольных работ, а не просто запоминать и воспроизводить информацию, то они могут не только продемонстрировать свое мастерство, но и снизить вероятность списывания.

Я позволяю своим детям использовать свои материалы (конспекты, учебники, поиск в Сети) во время тестов. Ведь им действительно нужно научиться использовать информацию, а не просто запоминать её. Нет смысла в тестах с вопросами, ответы на которые можно найти в Google.
Tim Ellis
Предложите ученикам самостоятельно оценить свои работы. Это помогает им лучше понимать ожидания преподавателя и может привести к обсуждению, почему какие-то ответы являются неправильными, и как избежать таких ошибок.

Хотя я часто сталкиваюсь с тем, что ученики слишком высоко или слишком низко оценивают себя, это заметно сокращает мою работу. Самооценка даёт мне представление о том, на что обращать внимание при проверке.
4
Используйте не обычное оценивание, а формативное: вместо отметок предлагайте обратную связь или комментарии к работам.
5
Предлагайте ученикам различные способы продемонстрировать то, что они выучили, и прислушивайтесь к их предложениям.
Предлагайте ученикам регулярно демонстрировать свои знания. Пусть они расскажут, что выучили и как это можно использовать. Для этого существует множество сервисов и форматов: от подкастов до создания собственных тестов или даже уроков.

Коммуникация
  • Используем популярные у школьников каналы коммуникации и отправляем простые, неформальные сообщения. Так можно убедиться, что информация была доставлена по назначению. По возможности используем массовые рассылки.
  • Обмениваемся информацией только во время урока, отнимая драгоценное время и заставляя учеников отвлекаться от занятия.
1
Составьте рекомендации по устному общению, чтобы учащиеся могли эффективно передавать и воспринимать информацию.
2
Используйте мессенджеры, чтобы мгновенно связываться с учениками, где бы они не находились.
3
Создайте быструю и простую в использовании систему общения с родителями (например, шаблоны информационных писем или автоматическую рассылку).
Wendy Elkins
Общение с родителями имеет особенное значение, когда вы преподаете по нетрадиционному методу. Частое общение и обмен информацией — это здорово.

Обычно у меня есть место, где ученики ставят цели на неделю и анализируют свое обучение. Об этом можно и нужно рассказывать родителям. Веб-страницы не всегда подходят для этого. Всё то, что ученики не желают показывать публично, лучше организовать в документах Google, которыми можно поделиться только с преподавателем и родителями. Используйте эту информацию и на родительских собраниях.
Brooke Simon
Используйте социальные сети для связи школы с домом или для коммуникации учеников и преподавателей. Кстати, дети сразу же расскажут вам, что существует несколько основных правил в отношении учителей/учеников и социальных сетей:

1) учителя не должны использовать свою личную учетную запись,
2) преподавателю не следует подписываться на студентов в социальных сетях, всем нужно соблюдать свои границы,
3) не стоит вмешивать в такое общение религию и политику.
4
Предоставьте учащимся возможность сотрудничать и вести уважительные дискуссии в малых группах.
5
Дайте ученикам возможность взять ответственность за своё обучение без постоянного руководства со стороны преподавателя.
6
Оценивайте навыки общения учащихся, а не считайте их развитыми по умолчанию. Обучайте, моделируйте и практикуйте.
7
Улучшайте занятия с помощью обратной связи — в том числе той, которую вы можете запросить у своих учеников.
Рутина для учеников...
  • Вырабатываем привычки и создаём расписание для учеников, чтобы не тратить время на ежедневное решение однотипных задач.
  • Тратим энергию и время на то, чтобы каждый день повторять одни и те же действия.
1
Публикуйте каждый день повестку дня: удобный список дневных задач, объявлений, ссылок на материалы.
2
Вознаграждайте правильные действия учеников игровыми баллами, бейджами или ачивками.
3
Записывайте короткие видеоролики о том, как выполнять некоторые задачи (загружать работу в LMS, добавлять рисунки в документы, собирать портфель в школу). Удобно собирать их в плейлисты и затем просто делиться ссылкой.
...и учителей
  • Ищем новые инструменты для того, чтобы делать больше за меньшее время.
  • Тратим время на задачи, которые уже решил кто-то другой.
1
Освойте полезные горячие клавиши: от копирования и вставки до быстрой навигации по вкладками и окнам, форматирования по образцу.
2
Используйте голосовой набор текста, чтобы быстрее отправлять сообщения.
3
Создайте для мессенжеров стикеры с типовыми комментариями («Проверь орфографию», «Добавь подробностей», «Завтра — последний день сдачи отчёта»).
Я всегда обращаю внимание на коллекции контента, которые собирают другие преподаватели. Этот проект показался мне крайне интересным, потому что Мэтт Миллер заботится не только об учениках, но и о преподавателях — помогает им предотвратить выгорание и сэкономить время. Я решила перевести основной файл, но это лишь малая часть собранных Мэттом методик.

Анастасия Пахорукова
Методист, педагогический дизайнер
Made on
Tilda